ВОЗРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕЗМЕРСКОЙ МУЗЫКИ В ЕВРОПЕ

ДЖОНАТАН ВАЛТОН
(Лондон, Великобритания)

    Клезмер жив и кусается. Посетите сайт www.klezmershack.com и вы увидите, насколько широки горизонты клезмерских ансамблей в европейском мире — от Узбекистана до Японии. Хотя в данных странах они еще пока в единственном числе, факт остается фактом — клезмерская музыка сегодня действительно интернациональное явление.

Так называемое "возрождение", которое началось с капеллы Генри Сапозника в конце семидесятых и сейчас находится на подъеме, в основном происходит в странах Северной Америки, где много музыкальных ансамблей, есть архивные источники, много исследователей, инноваторов и практиков в этой области. И это неудивительно, поскольку другая страна, куда американские евреи выезжали в больших количествах перед войной — Израиль, всегда испытывала трудности с культурой идиш и ее ассоциациями жертвенности.
    Особенно интересна еврейская музыкальная жизнь в Европе, в частности в Восточной Европе, где другие аспекты еврейской жизни тесно связаны с всевозрастающей популярностью клезмерской музыки. В Украине, например, клезмер играет важную роль в возрождении еврейской общины. В стране, где до 1980-х религия была официально запрещена, на евреев смотрели, да и сами они вынуждены были считать себя как расовую этническую группу. Все большие расовые, религиозные, национальные вопросы решались очень просто. Вы заходили в еврейский культурный центр и видели на стенах фотографии и монтажи, посвященные выдающимся еврейским шахматистам. Поскольку национальной культуре не давали развиваться, и она была размыта, то единственным приобщением к своей культуре была возможность тайком послушать еврейскую музыку. Советское общество было непоколебимо в своем утверждении, что главное — это что вы собой представляете, а не кто вы такие.
    Все сейчас меняется в этой стране. Благодаря поддержке американских благотворительных организаций типа Фонда развития еврейских общин в России и Украине и " Джойнта" еврейская музыка стала неотъемлемой частью жизни общин. И это по всей стране. Благодаря видению и упорной работе Центра Еврейского образования Украины в Киеве популярность и значимость еврейской музыки в Украине растет с каждым днем. Сенсацией стали выступления клезмерской группы из Харькова. Виртуозность исполнения этого ансамбля из пяти человек известна всей Европе. Весной ожидается выпуск альбома этого ансамбля.
    Наиболее важным культурным событием в национальном масштабе можно считать организацию ежегодного летнего фестиваля еврейской музыки " Клезфест". Фестиваль проходит на юге страны на побережье Черного моря. Посещение такого фестиваля — это незабываемое событие. Вдруг ты начинаешь осознавать смысл клезмера, его связи с истоками. Талантливые певцы и музыканты собираются здесь из всех регионов бывшего Союза. Число участников с каждым годом увеличивается. Популярными у молодежи по-прежнему остаются и музыканты старшего поколения, скажем, очаровательное трио семидесятилетных " Хаверим" с элементами еврейского танго. Клезфест-2000 стал первым фестивалем еврейской музыки в Украине за последние 70 лет.
    По всей Восточной Европе еврейская музыкальная жизнь набирает силу, и все больше привлекает внимание общественности. В Будапеште проходит прекрасный ежегодный фестиваль "Клезмер и литература" (декабрь 2000), где традиционно выступают такие группы как "Будапештский клезмер" и "Одесса клезмер бенд" (Будапешт). Польша также возрождает свое еврейское наследие на международной музыкальной арене. Там проходит большой летний фестиваль в Кракове, где показывают свое мастерство два ансамбля " Крок " и "Краков клезмер бенд". Они уже завоевали репутацию музыкантов мирового класса и считаются ключевыми инноваторами новой волны в развитии еврейской музыки. Фестивали еврейской музыки проходят также в Москве и Санкт-Петербурге. Становятся популярными и такие ансамбли как " Клез" из Чехии и " Пресбургер Клезмер бенд" (Словакия). ( Пресбург — старое название Братиславы)
    Интересно, что самый большой вклад в развитие еврейской музыки на международной арене внесла ... Германия. Данные поражают. На немецком сайте www.klezmer.de можно найти 32 оркестра, исполняющих клезмер. "Пиранья" и " Ориент" наиболее приверженные промотеры клезмера, а Германия считается наиболее страстной поклонницей музыки в мире.
     Хейко Лехтан, основатель первого клезмерского оркестра в Восточной Германии в начале 80-х, называет потрясающие причины большой популярности еврейской культуры по обе стороны Стены. Какие бы ни были причины — чувство вины, антифашизм, оппозиция государственной культуре — всего понемножку, но жизнь клезмера в Германии отличается тем, что немногие оркестры, исполняющие клезмерскую музыку, являются еврейскими, а еврейск ая аудитория немногочисленна. Некоторые считают, что нельзя не евреям, а немцам тем более, исполнять еврейскую музыку. Сам факт существования нееврейских клезмерских оркестров свидетельствует о большом успехе клезмера в Европе. Он был принят в качестве подлинной, уважаемой народной музыки, которой интересуются солидные люди разных национальностей. А это хорошо для всех евреев, где бы они ни жили.

Джонатан Валтон является одним из создателей клезмерского оркестра " Ой-Ва-Вой" и музыкальным директором Яад Артс, еврейской искусствоведческой организации (Великобритания).