Анна Смирнитская. Что было бы, если бы не было " Донафеста"?

Музыкальный фестиваль — это всегда радость. Как участник Питерских и Киевских " Клезфестов", подтверждаю, что еврейский музыкальный фестиваль -  это очень большая радость. Постоянное общение, профессиональный рост, непрекращающееся прослушивание огромного количества музыки, и всё это в кругу совершенно замечательных, достойнейших людей, общение с которыми я считаю большой честью — о, это огромное событие, по крайней мере в моей жизни.

Таков был " Донафест" — фестиваль, организованный ансамблем "Дона" в Москве. Первый фестиваль музыкальной культуры восточноевропейского еврейства в Москве, первый звоночек возрождения ушедшей культуры предков. В Москве мало знают эту музыку. Максимум знаний  — "7:40", имена Ефима Александрова и  Иосифа Кобзона, и потом — " вы правда знаете, о чем поется в " Тумбалалайке"? расскажите!!".  И только так. А здесь — другие песни, музыка, зажигательная не менее , чем знакомые хиты, но более "настоящая". Мне кажется, Москва готова узнать немного этой культуры,  a bisele fun undzere yidishe tsaytn".

И фестиваль в этом помогает. Помогает как нам, исполнителям, узнать новые песни, пополнить репертуар, "набраться" побольше профессиональных знаний, прослушать курс по клезмерским ладам и аранжировке, проникнуться духом хасидского нигуна, чтобы передавать этот дух слушателям. Так и тем, для кого это всё предназначено, кто приходит на концерты — фестиваль помогает знакомиться с этой культурой нашей интеллигентной Москве.

Что было бы, если бы не было " Донафеста"? В Москве было бы скучнее!!!! Где еще можно слушать бесконечное количество еврейской музыки, учиться ей, говорить с её настоящими  — (аутентичными, насколько это возможно в нашем, потерявшем свои корни, индустриальном постмодернистском обществе) — с аутентичными клезмерами и идишскими певцами. Учиться у них — как это было раньше — из рук в руки, от смычка к смычку — еврейским ладам, канонам гармонизации, слушать примеры нигуна, импровизировать самому (под руководством старшего товарища). Учить новые песни, мотивы, пропевать, проигрывать, поставить один CD, другой, а давайте я поставлю третий, а вы слышали эту версию " Yoshke fort avek"?, а давайте рассмотрим ритмические рисунки " фрейлехса" и " скочны",  особенности постановки голоса для извлечения " крехца" у канторов и  тот же " крехц" на кларнете+

Всё это -  как одно огромное событие длиной в несколько дней — эмоциональный всплеск — просто большая радость. Таков был для меня " Донафест".